Технология

Безбилетные морские пассажиры угрожают биоразнообразию

Sergey / 27.07.2023

В начале 1980-х годов североамериканская гребенчатая медуза покинула свой Атлантический дом, спрятавшись в днище грузового судна, и направилась к берегу Черного моря.

Десятилетие спустя ее потомки уничтожили анчоусов, населявших новую среду обитания медузы.

«Инвазивные виды, путешествующие «автостопом», представляют одну из самых значительных угроз для морской среды в наше время», — говорит глава Международной морской организации (ММО) Коджи Секимизу.

Иногда организмы микроскопических размеров еще разрушительнее в своем воздействии на окружающую среду, они могут быстро колонизировать новые морские места обитания, разрушая экосистемы, от которых также зависят люди.

Тем не менее, спустя 10 лет после того, как мир договорился о ключевом инструменте для решения проблемы, Конвенция ММО по контролю и управлению обработкой судового водяного балласта и осадков не ратифицирована достаточным количеством мореходных стран, чтобы вступить в силу.

Она должна быть принята по крайней мере 30 странами, представляющими не менее 35 % мирового торгового тоннажа.

Пока механизм ратифицировали 40 стран, но они представляют только чуть более 30 % тоннажа.

Конвенция станет мощным правовым инструментом, как считает Секимизу, с мерами, включающими обязательную очистку бортовых балластных вод.

«Я призываю правительства всех государств-членов ММО ратифицировать конвенцию, — сказал он в видео, размещенном на сайте организации в прошлом месяце. — Время сейчас имеет решающее значение».

Подозрительные «автостопщики» размножаются

Согласно зеленой группы Всемирного фонда дикой природы, более 10 миллиардов тонн воды перемещаются по всему миру в балластных отсеках каждый год – закаченные ??в Шанхае или Танжере, они могут быть сброшены в портах Роттердама или Вальпараисо, чтобы сбалансировать судно во время загрузки или разгрузки.

Таким способом около 7 000 видов рыб, ракообразных, водорослей, беспозвоночных и даже вирусов и бактерий путешествуют незамеченными по миру через океаны каждый день.

Злоумышленники могут нанести ущерб рыболовству, аквакультуре, водоснабжению – сферам крупной промышленности, а также местным общинам, которые полагаются на эти морские экосистемы как средства к существованию.

«Многие виды процветают в новых условиях ввиду отсутствия регулирующих популяционных факторов, которые существовали в их естественном доме», — пояснил Дэниел Массон из Французского морского научно-исследовательского института.

Это может включать болезнетворные микробы, хищников или паразитов.

«После того, как чужеродный вид попадает в морскую среду, нет никакого способа, чтобы вывести его», — добавил морской менеджер Всемирного фонда дикой природы Саймон Уолмсли.

Он конкурирует с местными видами и часто вытесняет их.

Всемирный фонд дикой природы причислил этих морских захватчиков к виновным в 52 %-ном снижении численности диких животных, которое было измерено за период с 1970 по 2010 годы.

Глобальные экономические потери в 2004-2005 годах превысили 7 миллиардов долларов, как сообщается в докладе Всемирного фонда дикой природы под названием «Тихое вторжение».

«За последние 30 с лишним лет движение ускорилось в условиях глобализации», — сообщает Массон.

Всемирный фонд дикой природы призывает к широкой ратификации конвенции, говоря, что инвазивные виды причиняют потенциально разрушительное воздействие на экологию и экономику в районах, которым они не принадлежат.

Проблемы была в деньгах и во времени, затраченных судовладельцами, чтобы отфильтровать и убить инвазивные виды в балластных водах.

«Да, это соглашение требует денежных затрат, — сказал Дамиан Шевалье, глава французского Комитета по регулированию судоходства и оценки безопасности. – Оно представляет собой дополнительные затраты в размере около миллиона евро на одно судно».

Но для Всемирного фонда дикой природы бездействие будет стоить гораздо дороже, также как и для биоразнообразия и людей, чьи средства к существованию зависят от моря.